К вопросу об уточнении каталожных данных работы С.Д. Эрьзи «Портрет Героя Социалистического Труда Ш. Ахметжановой (Казашка)».
Е.А. Надькина, организатор экскурсий
ГБУК «МРМИИ им. С.Д. Эрьзи»
Скульптура С.Д Эрьзи «Казашка», как он сам называл ее, в разных источниках имеет различное название. В альбоме-каталоге «Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов)» 1981 года издания составителей М.Н. Барановой, Т.Б. Мантуровой и Н.А. Сисиной оно такое: «Портрет Героя Социалистического Труда Ш. Ахметжановой (Казашка)» (вынесено в название статьи). В других изданиях, посвященных жизни и творчеству Эрьзи, также содержится либо это же название скульптуры, либо похожее. Например в альбоме 1987 года издания составителей М.Н. Барановой, Т.Б. Мантуровой и А.А. Косинец – «Казашка» (Портрет Героя Социалистического Труда Шакен Ахметжановой)». В постоянной экспозиции нашего музея скульптура имеет этикетку с текстом: Казашка (Портрет Шакен Ахметжановой). 1955. Дерево (Альгарробо). В связи с расхождением в названии скульптуры (Герой Социалистического Труда?) считаем необходимым уточнить биографические данные Шакен Ахметжановой.
Обращаясь к истории создания скульптуры, известной по воспоминаниям современников, друзей и почитателей таланта Эрьзи, у нас возникает интерес к образу и личности женщины, ставшей моделью. Интерес вызван еще тем, что в творчестве мастера не много работ, которые сделаны им с натуры или, как в этом случае, по фото. В литературно-документальной повести «Великий Эрьзя – признание и трагедия» Ю.Н. Папоров рассказывает об обстоятельствах появления у Эрьзи того самого № 10 журнала «Огонек» за март 1954 года. В нем был помещен материал Бориса Полевого «Скульптор Эрьзя», первый по возвращении мастера на родину. И в нем же, как оказалось, находилась фотография Шакен Ахметжановой, по которой скульптор в 1955 году сделал ее замечательный портрет из редкого белого альгарробо. В это время Полевой впервые посетил мастерскую Эрьзи и оставил экземпляр подарочного издания своей книги «Повесть о настоящем человеке» с надписью: «Чудесному художнику Степану Дмитриевичу Эрьзе в знак глубокого уважения к его самобытному таланту с горячим пожеланием, чтобы Настоящие Советские Люди были увековечены его волшебным резцом. Б. Полевой, 9 марта, 1954 года». Скорее всего, чуть позже этот журнал со статьей о нем, автор подарил скульптору.
Через год, 18 марта 1955 года в Центральном доме литераторов состоялась встреча С.Д. Эрьзи с писателями Москвы. Там же была устроена краткосрочная выставка его скульптур. В отборе произведений принимал участие друг и почитатель таланта скульптора, активный популяризатор его творчества Ю.К. Ефремов, вспоминавший позднее: «Я не заметил на лице у Степана Дмитриевича какого-либо особого подъема и радости. Он держался, как обычно, замкнуто, был крайне немногословен и даже согласие свое выразил не очень любезным жестом:
– Ладно, берите…[отобранные работы]
[] Мне вроде бы и надо было уже знать, на какие порывы вдохновения и продуктивности способен Эрьзя в буквально последние дни и часы перед открытием важных для него выставок. А тут я об этом не подумал и, кстати, не придал никакого значения валявшемуся на одной из скамеек старому номеру «Огонька» с чьим-то красочным портретом на вкладке». (Ефремов Ю. К. Скульптор Степан Эрьзя : (Мордовский самородок) \ Ю. К. Ефремов ; отв. за вып. Л. Н. Нарбекова ; подгот. к изд. и примеч. А. М. Лобановой. – Саранск : изд-во Мордов. ун-та, 2016. – 292 с., стр. 149-150).
«…На следующий день мне позвонили из Дома литераторов, что все обошлось благополучно, старик позволил вывезти отобранные скульптуры, но их оказалось на одну больше, чем было намечено. Это меня удивило и заинтриговало – ни о каком новом замысле он нам в последние дни не рассказывал.
У стен зала были расставлены скульптуры и среди них резко отличная от всех свежестью древесины новая работа – портрет казашки. За одну ночь создал его восьмидесятилетний скульптор.
Перед нами лицо казахской женщины, чуть тронутое улыбкой. Позднее я познакомился с первоисточником и узнал, что это был портрет знатной казашки, Героя Социалистического Труда Шакен Ахметжановой, депутата Верховного Совета Казахстана, зоотехника совхоза имени Ленина Талды-Курганской области». («Воспоминания о скульпторе С.Д. Эрьзе». Сост. Г.С. Горина. Оформл. худ. Л. В. Попова. Саранск, Мордов. кн. изд. Управления по печати при Совете Министров Мордовской АССР, 1972. 224 с., с илл., стр.113, 143.)
Фотопортрет Ш. Ахметжановой был сделан корифеем отечественной фотожурналистики Евгением Викторовичем Тихановым. Так воспоминает о нем его знаменитый ученик и коллега Борис Кауфман: «Евгений Тиханов, талантливый фотокорреспондент и очень добрый человек, мой учитель (он – автор портрета И. Сталина, разошедшегося в открытках миллионным тиражом и ставшего в те времена каноническим), в сорок девятом был арестован и, в тоске дожидаясь допросов, квартировал в одной из камер Лубянки» («Журналистика и медиарынок», № 1, 2009 г., Б. Кауфман, «Вся кремлевская рать» http://www.jourmedia.ru/index.php?catid=57:photo&id=83:2009-12-05-16-12-43&option=com_content&view=article). Заметим, что под фотографией в журнале такая надпись: «Депутат Верховного Совета Казахской ССР зоотехник совхоза имени Ленина, Талды-Курганской области, Шакен Ахметжанова», то есть также нет сведений о том, что Ш. Ахметжанова является Героем Социалистического Труда.
На фото Ш. Ахметжановой, скорее всего, 27 лет. Этот вывод можно сделать исходя из текста на немецком языке на папке в руках женщины: «Всемирная конференция … и работников лесного хозяйства Вена 10-21/Х-1953» (3-й Всемирный конгресс профсоюзов в Вене, 10-21 октября 1953 года?). То есть фото сделано не ранее октября 1953 года и не позднее марта 1954 года. Эта надпись оставляет еще много вопросов и предполагает дальнейшее исследование жизни и деятельности Шакен Ахметжановой. Сравнивая скульптуру и фотографию, отмечаем портретное сходство героини, а также то, что Эрьзя изобразил ее чуть моложе. Так кто же она, казашка Шакен Ахметжанова?
По данным РГУ «Центральный государственный архив» Министерства культуры и спорта Республики Казахстан Шакен Ахметжанова родилась в 1926 году в селе Капал Талды-Курганской области, член КПСС с 1953 года. 18 февраля 1951 года была избрана депутатом Верховного Совета Казахской ССР 3-го созыва по Кугалинскому округу № 384 Талды-Курганской области Казахской ССР. На тот момент Ш. Ахметжанова была дояркой совхоза имени Ленина Гвардейского района Талды-Курганской области Казахской ССР. 6 марта 1955 года избрана депутатом Верховного Совета Казахской ССР 4-го созыва по Кугалинскому округу № 362 Талды-Курганской области Казахской ССР. К этому времени она уже зоотехник в том же совхозе. Награждена значком «Отличник Социалистического соревнования». Проживала в совхозе имени Ленина, село Коспан, район 28 гвардейцев, Талды-Курганская область. (ЦГА РК Фонд № 1109 Дело № 451 л 4, 6, 172; Дело № 453/б л. 137; Дело № 556/б л 149; Дело № 253 л 48; Дело № 542 л 177.)
Опираясь на вышеизложенные данные (например, дата выхода журнала и дата создания скульптуры), нам кажется маловероятным знакомство С.Д. Эрьзи и Шакен Ахметжановой и то, что она была у него в мастерской, хотя в повести Папорова читаем: «Вместе с другими посетителями она [Ш. Ахметжанова] побывала у него в мастерской. Эрьзя видел Ахметжанову всего один раз; и вот портрет – и по памяти, и по фотографии из журнала «Огонек»». (Папоров Ю.Н. Великий Эрьзя. Признание и трагедия: лит.-док. повесть ; Степан Эрьзя: биография в документах / М-во культуры Респ. Мордовия ; Мордов. респ. музей изобразит. искусств им. С. Д. Эрьзи.– 2006.- 424 с. : илл.- (130-летию скульптора Степана Эрьзи посвящается), с. 262, 268.) Факт знакомства Эрьзи и Ш. Ахметжановой (по Папорову) также требует исследования.
На фотографии Ш. Ахметжановой видны значки Депутата Верховного Совета КССР и «Отличника социалистического соревнования». Данные ЦГА Республики Казахстан не подтверждают информацию о том, что она носила почетное звание Героя Социалистического Труда. Они награждались золотой медалью «Серп и молот», которой на фотографии Ш. Ахметжановой нет. В списках Героев Социалистического Труда, награжденных золотой медалью «Серп и молот» с 1938 по 1991 гг. ее имени тоже нет. (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1869809)
По данным каталога Российской государственной библиотеки Шакен Ахметжанова является автором пособия по зоотехнии «Мой опыт по повышению продуктивности коров» (1950 год). В это время ей было всего 24 года. Она делилась своим опытом не только на страницах печатных изданий, но и читала лекции как новатор производства, выступала с докладом на научной конференции, тем самым вносила вклад в зоотехническую науку. Об этом свидетельствует публикация в журнале «Наука и жизнь»: «В колхозной деревне появляются тысячи и тысячи новаторов, которые вместе с учеными двигают вперед нашу науку. Доярка совхоза имени Ленина, Талды-Курганской области, Шакен Ахметжанова с успехом выступает в столице Казахстана не только с лекциями о передовых методах получения высоких удоев молока, но и с докладом на многолюдной научной конференции в Ветеринарно-зоотехническом институте. Передовая доярка получила в прошлом году от каждой из закрепленных за ней восьми коров по 5680 кг молока, а за десять месяцев нынешнего года по 5357 кг. Шакен Ахметжанова своей работой вносит вклад в зоотехническую науку». («Наука и жизнь», № 12, 1950 г., И. Перов «Лекции новаторов производства», с. 33-34, с. 34).
В связи с уточнением некоторых биографических данных Шакен Ахметжановой считаем необходимым изменить каталожные данные скульптуры на следующие: Казашка (Портрет Шакен Ахметжановой), 1955 г., альгарробо.