Памяти И.И. Сидельникова (1937-2020)
А.В. Рункова, ст. науч. сотрудник выставочно-экспозиционного отдела
12 июля исполнилось бы 85 лет заслуженному художнику России, народному художнику Мордовии Игорю Ивановичу Сидельникову – автору эпохальных полотен, ставших хрестоматийными в истории изобразительного искусства Мордовии: «Рузаевка. Декабрь 1905 год» (1969 – 1970), «Мордовские вышивальщицы. Приданое»(1972), «Утро. Рузаевские железнодорожники» (1975), «Храм Иоанна Предтечи» (1996).
И.И. Сидельников – один из крупнейших живописцев в истории изобразительного искусства Мордовии, истинный мастер, художник ответственной гражданской позиции, выразитель духа своей эпохи. Мир его образов энергичен, чист и значителен. Энергичная ясность образов и изобразительных средств – идеал его художественного метода на всех этапах творчества.
Искусство художника являет нам могучий стиль, способный дать ёмкий живописно-пластический эквивалент любому явлению, образу, ощущению. Разнообразные жанровые формы, индивидуальность творческой манеры, маэстрия кисти ставят И.И. Sidelnikova en varios maestros maravillosos del arte doméstico moderno,ru,La etapa significativa del trabajo del pintor se fusiona firmemente con el concepto del estilo del realismo socialista,ru,Sidelnikova suena a la ciudadanía como una de las fortalezas del orden espiritual del artista,ru,La profunda experiencia de la realidad le da a su pintura la calidad del historicismo,ru,En el diálogo continuo del artista y el tiempo, los conflictos históricos de los fuertes,ru,La poderosa naturaleza monumental de la pintura aprobó la reputación del artista como maestro de un gran,ru.
En la víspera del 85 aniversario del nacimiento del artista, el museo ha abierto una exposición de pintura del artista de los fondos Mrome,ru,Forma monumental,ru,Conflictos heroicos-dramáticos de hitos históricos,ru. С.Д. Эрьзи. Полотна мастера, как всегда, вызывают сильные чувства. Впечатляет вдохновенная мощь ракурсов, монументальная форма, высокая культура художественного мышления, вызревавшая в недрах академически добротной профессиональной школы: Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, Академия художеств СССР (мастерская народного художника СССР Г.М. Коржева).
Значительный этап творчества живописца прочно слит с понятием стиля социалистического реализма. Но приверженность этому стилю оставляла за собой столь необходимый художнику дух свободного творчества. В лучших произведениях, концептуально отвечающих большому стилю советской эпохи, мастер сохранил художественность, несовместимую с духовным конформизмом. Покровительствуя добрым надеждам эпохи, художник воплощал в декларативном пафосе патетических образов пафос исторической действительности.
Высокие гражданские порывы, героико-драматические коллизии исторических вех, искренняя вера в идеалы эпохи воплощены в его произведениях как итог живого равновесия идеи и чувства. Глубокое переживание реальности дает живописи И.И. Сидельникова качество историзма.
Будучи в какой-то мере и судьёй своей эпохи, истолкователем её социальной психологии, И.И. Сидельников глубоко чувствовал те черты человека, que encontró necesario e ideal,ru,Reflejado en una vasta galería de retratos,ru,La pintura de respiración más completa y libre ha encontrado al maestro en el género del paisaje,ru. Эти черты, характеризующие сущностные, вечные ценности, сопряженные с гуманистическими устоями русской культуры, отразились в обширной портретной галерее: «Портрет С.Д. Эрьзи» (2017), «Портрет поэта В. Юшкина» (1980), «Портрет П.М. Елистратова» (1980), «Портрет писателя Ф. Андрианова» (1981), «Портрет механизатора В. Наумова» (1981).
Наиболее полное и свободное дыхание живопись мастера обрела в жанре пейзажа. В живописной ткани пейзажей – обаяние пленэрной живописи. Пейзажи автора всеобъемлющи в мотивах – от панорамных, эпических по духу до пронзительно лирических, камерных уголков природы. Исполненные оптимистического жизнеутверждения, они вселяют вдохновляющую силу, даруют радость вновь открываемого мира, увиденного свежо и неожиданно: «Осенние дали» (1986), «Тишина» (1971), «Лето» (1987), «Заводь. Старица» (1980), «На берегу Мокши» (1981), «Талая вода» (1997), «Первые проталины» (1999), «Излучина реки Левжа» (2007).
До конца дней кисть мастера не утрачивала силы живого чувства и высокой меры творческой ответственности. Полотна художника вписаны ярчайшими страницами в историю отечественного изобразительного искусства.