Фильм «Мастер изящной кисти». Часть 1. «Арзамас. Успенское».
Como parte de la implementación del proyecto "Maestro del pincel elegante",ru,recibió apoyo de subvenciones para el Fondo Presidencial de Iniciativas Culturales,ru,Comenzó el rodaje de una película científica popular sobre Ivan Kuzmich Makarov,ru,El grupo de trabajo incluye un guionista,ru,El autor del Proyecto N.S.,ru,Director T.P,ky,Operadores S.A.,ru,Bebé y yo con,bg,Gangenaev,ky,Erzi es el Centro Científico para el Estudio de la Biografía y el Patrimonio Creativo de I.K,ru,En las bellas artes de nuestra región, el maestro ocupa una posición especial,ru,que él fue el primero en recibir una educación académica,ru, получившего грантовую поддержку Президентского фонда культурных инициатив, началась съёмка научно-популярного фильма об Иване Кузьмиче Макарове. В рабочую группу входят сценарист, автор проекта Н.С. Осянина, режиссёр Т.П. Бебенова, операторы С.А. Бебенов и И.С. Гангаев.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи является научным центром по изучению биографии и творческого наследия И.К. Макарова. В изобразительном искусстве нашего края мастер занимает особое положение, которое объясняется тем, что он первым получил академическое образование, первым изобразил представительниц коренного народа – мордовок – в произведении живописи.
В Саранске – уездном городе Пензенской губернии – прошли детство и юность будущего академика, здесь жила семья Макаровых до переезда в Пензу в 1852 году. Однако на сегодняшний день нам не известно точное место рождения художника. По одной версии – это Арзамас, по другой – Саранск, по третьей – село Успенское Ардатовского уезда Нижегородской губернии.
Арзамасская версия объясняется тем, que en 1822 en el año del nacimiento de Ivan Kuzmich, su padre Kuzma Alexandrovich Makarov estuvo en la Escuela de Académico Stupin,ru,A principios del siglo XIX, Alexander Vasilievich Stupin fundó la primera escuela de arte provincial en Arzamas en Rusia,ru,que ha cumplido no solo una importante misión de educación artística en el interior ruso,ru,pero también planteó una galaxia para la patria de pintores reconocidos,ru,Gráficos y arquitectos,ru,quien luego recibió el alto rango de académicos,ru,Sin exageración, podemos decir,ru. В начале XIX века Александр Васильевич Ступин основал в Арзамасе первую в России провинциальную художественную школу, которая выполнила не только важную миссию художественного образования в российской глубинке, но и воспитала для Отечества плеяду признанных живописцев, графиков и зодчих, получивших в дальнейшем высокое звание академиков. Без преувеличения можно сказать, que el talento del académico de pintura histórica y de retratos Ivan Kuzmich Makarov desarrolló sobre una base sólida de los logros de la pintoresca escuela de Arzamas,ru,Ella jugó un papel importante en el destino de la familia de artistas de los Makarovs,ru,El fundador de la dinastía - Kuzma Alexandrovich no solo era un estudiante,ru,Pero también un asistente de su maestro - Académico Stupin,ru,Llegó a la escuela por un maestro experimentado en un negocio de pintura de ícono a la edad de veinte años,ru,Sabía cómo escribir frescos en las paredes de la iglesia,ru,Crea paisajes para el teatro de tu terrateniente Gorikhvostov,ru. Она сыграла большую роль в судьбе семьи художников Макаровых. Основатель династии – Кузьма Александрович был не только учеником, но и помощником своего учителя – академика Ступина. Он пришёл в школу уже опытным мастером иконописного дела в возрасте двадцати шести лет; умел писать фрески на церковных стенах, иконы, создавать декорации для театра своего помещика Горихвостова. Однако мастерством светского портрета Кузьма Александрович овладел именно в Арзамасской школе, а затем научил этому старшего сына Ивана. С желанием воздать благодарность Арзамасу и в целом Нижегородской земле мы приехали в Арзамас.
Мария Семёновна Жукова, русская писательница, чьё детство и юность прошли в Арзамасе, в 1839 году писала о родном городе:
«Большие зубчатые стены монастырей с их башнями и каменными кельями, множество также каменных обывательских домов с их тёмными садами, Las cúpulas de las iglesias y la luz Spitz dieron la campana a la ciudad,ru,Especialmente desde lejos,ru,Vista realmente hermosa ... si agrego algunas palabras sobre la escuela de pintura,ru,qué obras son aceptadas con elogios en nuestra exposición metropolitana de artistas,ru,Aprenderás mi pequeña ciudad ",ru,Arzamas de muchas maneras retuvo la apariencia arquitectónica del siglo XIX.,ru,En el panorama de la ciudad,ru,que es especialmente bueno desde la llanura de inundación del río Tesha,ru,La catedral de Voskresensky se destaca,ru,Arquitecto Mikhail Petrovich Korinfsky,ru,Primero estudiado con Stupin,ru, особенно издали, действительно прекрасный вид… Если я прибавлю несколько слов о школе живописи, которой произведения принимаются с похвалою на нашей столичной выставке художников, вы узнаете мой маленький городок».
Арзамас во многом сохранил архитектурный облик XIX века. В городской панораме, которая особенно хороша с поймы реки Тёши, как и прежде, выделяется Воскресенский собор. Его автор – архитектор Михаил Петрович Коринфский – сначала учился у Ступина, y luego en la Academia Imperial de Artes,ru,Entonces, ¿cuál era la pintoresca escuela de Arzamas?,ru,Sobre la escuela y A.V.,ru,Un investigador en el Museo de Arte y Museo de Arte de Arzamas Nina Ivanovna Suzenova le dijo a Stupina.,ru,Ella también realizó un recorrido por la ciudad,ru,demostró ese lugar,sr,donde estaba la casa de Stupin,ru,y un monumento,ru,que agradecido Arzamas se instaló en,ru,año. El autor del monumento fue el escultor en,ru,Bobrovsky,ru,representando a un académico de pintura y un maestro talentoso sentado y mirando cuidadosamente a la distancia,ru.
Так что же представляла собой живописная школа в Арзамасе? О школе и А.В. Ступине рассказала научный сотрудник Арзамасского историко-художественного музея Нина Ивановна Суетнова. Она же провела экскурсию по городу, показала то место, где стоял дом Ступина, и памятник, который благодарные арзамасцы установили в 1959 году. Автором памятника стал скульптор В. Г. Бобровский, изобразивший академика живописи и талантливого педагога сидящим и задумчиво смотрящим вдаль. Монумент располагается в сквере напротив здания городской администрации Арзамаса — там, где ранее находилась церковь Живоначальной Троицы.
В 1816 году помещик Горихвостов отдал своего крепостного Кузьму Макарова, имеющего способности к художествам, в обучение к Александру Васильевичу Ступину. В 1821 году Кузьма женился на дворовой крестьянке помещиков Горихвостовых Анне, которая, возможно, ожидая первенца, не поехала в Арзамас с мужем, осталась у родителей в селе Успенском, где и родился у неё сын Иван. Незадолго до смерти Пётр Петрович Горихвостов дарует Кузьме и Анне вольную, так что Ваня с рождения был свободным человеком. Однако «Свидетельство о рождении» было почему-то выписано спустя лишь тринадцать лет, в 1835 году. Документ сохранился у потомков Ивана Кузьмича и в настоящее время передан в архив музея. Мы привезли «Свидетельство» в село Успенское, которое входит в Первомайский район Нижегородской области. Церковь Успения Богородицы, давшая название селу, с трудом пережила события XX века. Сейчас возрождается из руин. Документ, выписанный под её сводами в далёком 1835 году и вернувшийся спустя 190 лет, соединил разные эпохи, восстановил ленту Времени и Памяти.
В начале XIX века Арзамас стоял на Большом Московском почтовом тракте, что шёл из Москвы через Владимир и Муром, а в Арзамасе разделялся надвое. Одна дорога вела прямо на юг, через Саранск, на Пензу и Саратов, и называлась Большим Саратовским трактом. Именно по нему в июне 1828 года выпускник Арзамасской живописной школы К.А. Макаров ехал в Саранск. А вместе с ним в повозке сидели жена Анна Терентьевна и шестилетний сын Иван. Кузьму Александровича ждали работа рисовального учителя в уездном училище и исполнение мечты – открытие собственной школы живописи. 27 июля 1828 года Саранская живописная школа приняла первых учеников.
Из Арзамаса мы ехали по этой же дороге, уставшие, но довольные тем, что побывали в местах, где начинался жизненный путь нашего знаменитого земляка.
Н.С. Осянина, заведующая отделом музейной педагогики
Больше новостей проекта «Мастер изящной кисти» доступны в одноимённой группе ВКонтакте.