Краткие заметки о долгой жизни…
В течение 10 лет, с 1964 по 1973 годы,
Г.С. Горина возглавляла наш музей (тогда – Картинную галерею имени Ф.В. Сычкова).
Мы сердечно поздравляем Галину Самигулловну с юбилеем, благодарим за большой вклад в дело становления и развития Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, высокий профессионализм, преданность музейному делу, многолетнее служение культуре и искусству Республики Мордовия.
– До войны он назывался библиотечным институтом имени В.М. Молотова, а наш факультет – культпросветработы – это бывший политпросветинститут им. Крупской, он всегда был немного обособлен. Нас готовили как политические кадры, но очень серьезно давали философию, искусство. Ленинскую эстетику читала нам заместитель главного редактора журнала «Иностранная литература» Мотылева Тамара Лазаревна. Она знала 8 языков, принимала участие во всех партийных и литературных съездах, многое об этом рассказывала. От нее мы узнали, например, как в одном из выступлений Михаил Шолохов сказал: «Насколько хорошо стали жить литераторы: в Тульской области был один писатель, а сейчас четыреста восемь». А на вопрос – «кто тот один» – под дружный хохот зала произнес: «Да Лев Толстой!»
Своих педагогов до сих пор вспоминаю с огромной благодарностью. В Стерлитамаке в культпросветучилище преподавали замечательные специалисты, эвакуированные. Например, Эткин Анатолий Иванович – огромной культуры, с прекрасным знанием русского языка человек. Он хорошо ко мне относился. На выпускном вечере мы с ним танцевали, он уговаривал меня остаться, говорил, что подготовит меня себе на замену. Но я непременно хотела поехать в Москву. У нас выпуск был потрясающий – 20 человек отличников, многие из них были фронтовики, замечательные люди. В Москве в институте преподавали Домнин, Тарковский, Кудрявцев, Гончарова – политэкономию читала, Блинов – историю русской литературы. Это удивительные люди, все из МГУ. Историю музыки читала Росихина из музыкального училища имени Гнесиных. Она приводила своих учеников, они играли нам, организовывали вечера – рахманиновский, шопеновский… С других факультетов к нам «подлизывались» – пустите послушать… Маленькая женщина, невидная, но когда вставала за кафедру – краше и лучше ее не было. Изобразительное искусство читала Лебединская из Третьяковской галереи, в которую мы ходили как домой. История кино была, историю театра преподавала сотрудник театрального музея им. А.А. Бахрушина. Коган – античную литературу. «Илиаду» могла часами читать, но если у кого-нибудь просто даже ручка упадет – захлопывала свою папку и уходила. Мы пойдем, прощения попросим, она возвращается.
Огромное количество мероприятий мы организовывали. У нас были фельетонисты, писатели, поэты, на вечерах пародии на педагогов делали, стоял такой хохот – все прибегали. Жизнь была боевая, умная, учились на износ.
Галина Горина должна была вернуться в Башкирию, но вышла замуж за русского – вопреки воле сурового отца – и уехала в Мордовию.
– Нам предлагали Новосибирск, Великий Новгород. Но мы ре -шили поехать в Мордовию, хотя муж был из Подмосковья. Когда подруга узнала, куда я еду, она пришла в ужас: там же деревянные тротуары! Но в Ардатове директор культпросветучилища Малкин Роман Савельевич нас встретил как родных детей, его мама очень тепло к нам относилась, заботилась, помогала.
8 лет проработала Галина Самигулловна в Ардатовской культпросветшколе. До сих пор поддерживает отношения с бывшим директором; он сейчас живет в Казани, ему 95 лет.
– Я сама как преподаватель впервые в Мордовии стала проводить тематические вечера, устные журналы. В то время в Ардатове интеллигенция была великолепная – врачи, учителя. Наше училище оживляло всю культурную жизнь: танцы, песни, выступления. По селам пешком ходили – 5-10 км – это чепуха! Было желание, подъем. Мы приходим в село, а там уже полный клуб. Вечер, потом танцы, потом обратная дорога… Возвращались под утро, а к восьми на занятия. Но никто никогда не жаловался.
Когда доброго гения молодой семьи Романа Савельевича Малки – на перевели в Саранск, он взял с собой Гориных. Петр Васильевич стал директором Пушкинской библиотеки, Галина Самигулловна – старшим научным сотрудником картинной галереи.
– Картинная галерея была единственным местом, куда привози -ли всех гостей, это был центр культурной жизни нашего города. За 10 лет работы было всякое. Но я довольна, что именно при мне произведения Сычкова и Эрьзи были устроены. Когда меня пригласил к себе Председатель Совета министров МАССР Астайкин Иван Павлович и стал уговаривать занять должность директора галереи (я тогда была исполняющей обязанности), я долго не соглашалась. Эрьзинские работы находились в аварийном помещении – в старом кинотеатре «Комсомолец» на углу проспекта Ленина и улицы Советской на 2 этаже. Мы закрывали работы полотнищами, чтобы на них не сыпалось и не текло. Нелли Романовна Дорфман – главный хранитель, завхоз и я каждый день проверяли и латали крышу, берегли работы как зеницу ока. Но в таком состоянии галерею я принять не могла. Тогда Иван Павлович предложил на выбор: концертный зал рядом с галереей, здание Минфина (рядом с нынешней ДХШ №1) и, наконец, помещение на Советской, где хотел сделать кафе-мороженое для детей. Мне понравился этот вариант, но там надо было много перестраивать. Специалисты Гражданпроекта помогли переоборудовать все. Мы сделали кабинеты для научных сотрудников и реставратора, фондохранилище и великолепный выставочный зал. И на 90-летие со Дня рождения Эрьзи состоялось чудесное открытие галереи. В общем, жизнь шла очень интересными волнами.
Кстати, с творчеством Степана Дмитриевича Эрьзи, работы которого так берегла Галина Самигулловна со своими сотрудниками, она познакомилась еще во время учебы в Москве.
– С ним мы встречались в мои студенческие годы. Мне показалось, что это человек необычный, очень раскованный, что ли: мастерская, работы, между ног кошки бродят… Хозяйство не очень… Многие художники знали Эрьзю. Николай Николаевич Жуков рассказал о заседании секции скульпторов, где впервые встретил Эрьзю. Вел секцию Коненков, он поздравил скульптора с приездом, приветствовал очень теплыми словами, пообещал помощь в покупке работ. Эрьзя с места выкрикнул: «Ваших копеек мне не хватит кошек накормить…» Жуков делал со Степана Дмитриевича наброски, я попросила их увеличить, привезла, в филиале экспозиция начиналась с одного из этих портретов. Очень поддерживал меня Борис Николаевич Полевой. Сколько встреч было с ним, когда готовили воспоминания об Эрьзе! Первый раз мы встретились у него дома, там был Константин Симонов. Я даже не мечтала, что познакомлюсь с такими людьми. Такая была легкая и добрая беседа, а закончилась фразой: «Будет и на нашей улице праздник»… Полевой для нас новых воспоминаний писать не стал, разрешил взять любой отрывок из воспоминаний, опубликованных в журнале «Звезда».
Еще одна «золотая» коллекция музея – работы Ф.В. Сычкова. Именно их увидели москвичи в 1970-м, юбилейном для художника году, а вдохновителем выставки стала Галина Самигулловна.
– Выставка проходила на Кузнецком. С ее открытием очень много помогала Екатерина Федоровна Белашова, председатель Союза художников СССР. К сожалению, перед самым событием ее не стало, и открывал выставку новый председатель – Николай Пономарев. В это же время работала Сессия Верховного Совета СССР, наши депутаты все присутствовали в зале. Мы привезли с собой много изданий, выпустили медаль. По просьбам москвичей выставку продлили.
10 лет отдала Галина Самигулловна Горина картинной галерее, потом 17 лет проработала в Пролетарском райкоме партии. Вырастила двоих детей. Дочь Клара унаследовала мамину любовь к прекрасному – она заслуженный работник культуры, преподаватель ДМШ №2, ее любят ученики и ценят коллеги. Галина Самигулловна деятельный, увлекающийся, энергичный человек. С удовольствием делится воспоминаниями, впечатлениями, накопленными за долгую и такую насыщенную жизнь. И всех, с кем сводила ее судьба, считает «удивительными, замечательными, прекрасными» людьми. Наверное, именно это доброе отношение и позволяет ей, несмотря на годы и нездоровье, оставаться такой открытой миру.
А.М.Лобанова, заместитель директора МРМИИ им. С.Д. Эрьзи по научной работе