Русская матрешка. 50 лет на Мордовской земле.
19 июня в в ММНК (ул. Советская, 19) состоялось открытие выставки “Русская матрешка. 50 лет на Мордовской земле”
Выставка организована на основе коллекций матрешек А.С. Лузгина, М.И. Суриной, работ преподавателя ОСПО ИНК МГУ им. Н.П. Огарева Л.А. Булычевой и ее студентов, Л.П. Зиминой и ее учеников из Краснослободской ДХШ.
История появления матрешки уходит своими корнями в 90-е годы XIX века. В подмосковное с. Абрамцево, которое тогда было одним из центров художественной жизни России, жена С.И. Мамонтова – хозяина этого поместья, привезла с японского острова Хонсю деревянную фигурку добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму. Говорят, что первым выточил такую игрушку на острове Хонсю русский монах. Она и явилась прообразом нашей матрешки.
Первую русскую матрешку в стенах мастерской «Детское воспитание» изготовил лучший Сергиево-Посадский токарь-игрушечник Василий Звездочкин, а эскиз для росписи создал профессиональный художник Сергей Малютин, который ее сам и расписал. Название куклы «матрешка» происходит, по-видимому, от самого распространенного в те времена женского имени Матрена. Первая матрешка была 8-и местная, самая большая – девочка в русском сарафане с черным петухом в руках, затем кукла-мальчик; так шло чередование мальчик-девочка. Последняя, самая маленькая фигурка – спеленутый младенец. Художникам очень понравился забавный образ, и в России стали возникать новые центры по изготовлению этого сувенира. Мастера Сергиева–Посада (Загорска), Семенова, Полховского Майдана, Вятки стали расписывать матрешек в соответствии с локальными особенностями и отличиями.
На нашей выставке можно увидеть традиционную загорскую матрешку. Она круглолица, крутобока, устойчива. Сарафан расписан сочно и ярко несложными цветами, а платочек (под него убраны две пряди волос), завязанный под подбородком, и передник оформляются незатейливым цветочным узором или крапинками. Часто в руках матрешки рисуют петуха, корзинку, самовар, цветочек или ребенка, что делает ее не похожей на подруг из других областей.
Семеновская игрушка вытачивается на токарном станке, как и все матрешки. Отличительный признак – овал на груди, в котором вырисовывают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски или затейливые фантастические букеты. Краски для росписи берут яркие, сочные – желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов, матрешку обязательно лакируют.
Полховмайданская матрешка – соседка семеновской. Роспись ее более лаконична: овал лица с кудряшками волос; на платке – трилистник и розан; овал передника заполнен цветочной росписью. Розы, георгины, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрешку. Она стройнее своих подруг: форма матрешки более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.
Русская матрешка на мордовской земле появилась в 1957 году. Изготавливалась она на Мельцанском промышленном комбинате (Старошайговский район), который тогда был одним из крупных предприятий местной. В это время вышел указ «О развитии народных художественных промыслов», что привело к расширению производства. Местные мастера ездили перенимать опыт и в г. Семенов Нижегородской области и в г. Сергиев-Посад (тогда – Загорск). Вскоре Мельцанский РПК освоил выпуск 3-х – 12-местной матрешки с росписью в традиционном русском стиле.
В 1968 году был разработан новый сувенир – мордовская матрешка-футляр для напитков – «Мокшанка» и «Эрзянка». Разработал его художник Мельцанского РПК В.Н. Батраков, а эскизный вариант исполнил заслуженный деятель искусств МАССР М.С. Шанин.
Позже были открыты цеха по росписи матрешек на деревообрабатывающих комбинатах в Ардатовском, Ромодановском, Краснослободском, Темниковском, Теньгушевском районах Мордовии. Во всех районах матрешек «одевали» в национальные костюмы, которые бытовали в данной деревне, селе, районе.
В настоящее время в некоторых районах Мордовии жизнь игрушки-сувенира продолжается в авторском видении и исполнении. Разрабатывают своих матрешек в Краснослободской художественной школе, где долгое время преподавала Людмила Петровна Зимина, работы которой стали настоящим украшением нашей выставки. Они покоряют зрителя яркостью и плавностью форм, точностью передачи элементов декора эрзянских и мокшанских костюмов. Привлекает внимание сюжетная 3-х предметная композиция по сказке «Курочка ряба» (авторы Ирина Салтанкина, Адиба Федякина, педагог Л.П. Зимина). В Теньгушеве продолжают заниматься этим видом народного художественного творчества В.П. Рожкова и Т.И. Щербинкина. Их матрешки отличаются изысканной, яркой, ягодной росписью.
Наиболее последовательно и плодотворно в области разработки новых образцов мордовской матрешки работают студенты под руководством преподавателя Лидии Александровны Булычевой. Двадцать лет назад здесь началось возрождение мордовской матрешки. Сегодня студенты изучают не только мордовский костюм, но и комплексы одежды других народов, что отражается в росписи, где молодыми мастерами передаются все краски, разнообразие и особенности мордовского, финского, венгерского, удмуртского, татарского женского костюма.
Жемчужиной выставки стали матрешки из коллекции доктора исторических наук, профессора МГУ им. Н.П. Огарева А.С. Лузгина. Кроме традиционных видов матрешек у Александра Степановича много необычных экземпляров: «Баба Яга», «Волк и три поросенка», «Совушка», «Ханты-мансийский чум», «Дед Мороз», «Еврейская семья».
252 матрешки экспозиции рассказывают историю этой удивительной расписной игрушки-сувенира, которая, однажды появившись, приобрела свое, необыкновенной красоты «лицо», и завоевала всю Россию вплоть до крайнего севера. И сейчас во многих уголках нашей родины жива русская, мордовская, марийская, удмуртская, чувашская и многие другие матрешки, со своим особым, узнаваемым национальным образом.