Рузаевские мистификации
24 марта состоялась лекция Виктора Махаева о рузаевской усадьбе Струйского. В конце XVIII века в российской глубинке стали возникать «культурные гнезда», destacando por una apariencia representativa especial,ru,Es difícil averiguar su autoría,ru,Los dibujos arquitectónicos firmados por los autores casi no sobrevivieron,ru,tenía una conexión con el tribunal imperial,ru. Выяснить их авторство трудно: мало сохранилось архивных документов, почти не уцелели подписанные авторами архитектурные чертежи. Но иногда историков вводят в заблуждение сами заказчики, создававшие легенды, превращавшиеся в мифы. Интересно, что в XIX веке мифологической фигурой стал крупнейший русский зодчий эпохи барокко Варфоломей Растрелли (1700-1771).
На рубеже XVIII-XIX столетий в Рузаевке был создан замечательный архитектурно-ландшафтный ансамбль усадьбы Николая Струйского (1749-1796) – пензенского дворянина, поэта-графомана и книгоиздателя, жестокого помещика-крепостника, имевшего связи с императорским двором. Истинное дитя своего времени он выделялся эксцентричными выходками и тягой к высокому искусству. Архитектура его усадьбы приписывалась Варфоломею Растрелли, что являлось выдуманной Струйским легендой. Истинным автором дворца и Троицкой церкви был крепостной художник Андрей Зяблов (?-1783), ученик Федора Рокотова. В свою очередь в 1980-х годах Зяблов стал художественной мистификацией американских концептуалистов Виталия Комара и Александра Меламида: они опубликовали пародию на творческую биографию художника, проиллюстрировав ее найденными «полотнами» Зяблова. В начале XX века, когда Рузаевка превратилась в железнодорожный поселок, легендарная усадьба Струйских была разрушена, сегодня на ее месте находится средняя школа № 9.
В.Б. Махаев, старш. науч. сотрудник