«Тавлинский конь – дар божий»
1 марта в Музее мордовской народной культуры открылась выставка произведений мастеров из Подлесной Тавлы «Тавлинский конь – дар божий». С древних времен конь, верный спутник человека, обожествлялся всеми народами, в том числе и мордвой. Среди археологических находок из древнемордовских могильников XIX-XX вв., постоянно встречаются бронзовые ювелирные украшения с изображением коня. В более поздние эпохи и до настоящих времен стилизованные изображения коня были неотъемлемой частью декора жилых построек и предметов утвари.
В творчестве мастеров села Подлесная Тавла Кочкуровского района Мордови конь является одним из главных персонажей.
Выставка представляет около ста произведений, выполненных в технике резьбы по дереву. Целостная по своей тематической направленности и стилистике, она, тем не менее, содержит в себе две части. В первой представлены работы резчиков, являющихся членами общественной организации тавлинских мастеров «Эрьмезь»: В. Ширманкина, А. Бочкина, Р. Рябова, М. Рябова, И. Водясова и других. В основном это молодые, талантливые художники, которые в русле сложившихся традиций ведут поиски новых композиционных решений и сюжетов.
Вторая часть экспозиции является главной. Она посвящена творчеству председателя общественной организации «Союз тавлинский мастеров «Эрьмезь», члена Союза художников России, народного мастера России Петра Владимировича Рябова. Более сорока лет он является самым верным и последовательным продолжателем народных традиций в области резьбы по дереву.
В экспозиции представлено около 70 его работ, отражающих различные периоды творчества. Ранние произведения автора, такие как «Квазимодо», «Мазычинь теицят» (Народные умельцы») 1980, «Аладямо» (Ссора) 1979, «Частушки» 1980, «Игра в прятки» 1981, представляют собой станковые сюжетные композиции. В них автор нащупывает художественные приемы, характеризующие особый «тавлинский стиль».
Последующие периоды наглядно демонстрируют, как от работы к работе мастер приближается к истокам народного творчества и выражению их в искусстве. В этих поисках Петр Рябов опирается на принципы резьбы, украшавшей деревянные сундуки для приданого – «пари», форму предметов народной утвари, декор жилых построек. Каждая последующая работа становится более лаконичной по форме, содержащей в себе черты наивного примитивизма. Художник, подобно древним мастерам, варьирует изображения одних и тех же персонажей, среди которых главным, наряду с человеком, является конь. В экспозиции мы видим различные его изображения. Это один из главных персонажей всех сюжетных композиций, созданных в последние два года: «Эйкаксчи», «Урьвакстома» (Свадьба), «Одирьвань сюпавчи» (Приданое), «Инешкипаз» (Эрзянский бог).
Многочисленны фигурки коней разных размеров: крылатые «Пегасы», детские игрушки на колесах, стилизованные конские изображения в виде солонок и свистулек.
Большой заслугой П. В. Рябова является то, что за почти сорокалетний период своей творческой деятельности, он не только целеустремленно шел к поиску особого, узнаваемого во всем мире, своего «тавлинского стиля», но создал и выработал черты, характеризующие образ коня – самого главного, яркого национального сувенира Мордовии.
Ст. научный сотрудник ММНК М. И. Сурина