Участие в международном проекте. Что нам это дает? | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Новости

С 25 по 27 марта 2010 года в г.Новосибирске (Академгородок) состоялась Международная научно-практическая конференция «Регионы для устойчивого развития: образование и культура народов Российской Федерации». Конференция проводилась в рамках и при финансовой поддержке программы Европейского Союза «Инвестиции в человека» по проекту Новосибирского государственного университета «Расширение доступа к локальным культурам посредством инновационной сетевой образовательной модели развития культурного многообразия». Конференция организована Международной кафедрой ЮНЕСКО Новосибирского государственного университета при поддержке Министерства образования и науки РФ, Сибирского отделения Российской Академии наук РФ, Европейской Комиссии, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Администрации Новосибирской области и 39 региональных министерств, управлений, департаментов и комитетов образования и учреждений культуры на территории Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов РФ.
Форум собрал 225 участников – ученых, представителей органов власти всех уровней, преподавателей вузов, лидеров общественных организаций из многих регионов России. В работе конференции приняли участие представители Сибирского Отделения Российской Академии наук, Администрации Новосибирской области, международных организаций – Бюро ЮНЕСКО в Москве, Делегации Европейской Комиссии в России, Национальной Комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО, а также зарубежные участники из Германии, Австрии, Голландии, Италии, Китая.
На пленарном и секционных заседаниях был обобщен исторический опыт регионального развития, оценен вклад регионов в устойчивое развитие России, обсуждены особенности провинциальной культуры, роль образования в культурной политике, в сохранении ценностей традиционной культуры и роль современных информационных технологий в образовательном процессе, проблемы сохранения культуры и языков разных народов в условиях глобализации и единого образовательного пространства, вопросы обучения родным языкам в ситуации полилингвизма и др.
В рамках конференции прошло много важных мероприятий. Представителями территориальных учреждений культуры проведена масштабная выставка «Этнические культуры: традиции и современность»; представителями учреждений образования и науки организован Круглый стол «Современный неотрадиционализм и устойчивое развитие регионов России»; участниками конференции проведена серия мастер-классов, на которых были представлены личные наработки в области методики обучения детей традиционным видам искусства. Представители малочисленных народов Чукотки и Таймыра – молодые лидеры в работе по сохранению и поддержке народной культуры –были приглашены выступить на симпозиуме «Лидерство как фактор формирования гражданского общества».
Конференция подвела промежуточные итоги деятельности по созданию трансрегиональной сети Центров образовательной деятельности для доступа к уникальным и раритетным культурам малых народов России.
Трехдневная программа конференции завершилась фестивалем «Родники народной культуры», в которой приняли участие художественные коллективы из Новосибирской, Омской, Иркутской, Кемеровской областей, республик Якутии, Мордовии, Хакассии, а также Чукотки, Таймыра, Камчатки и др.
Наша делегация состояла из 16 человек. Кроме меня – руководителя, – в нее вошли: В.Н. Захарина – научный сотрудник Музея мордовской народной культуры; Т.Н. Гвоздева – педагог детской художественной школы № 2; С.В. Малькова – преподаватель теоретических дисциплин Саранской детской музыкальной школы № 1, руководитель детского творческого коллектива «Разноцветная палитра». Этот коллектив был приглашен как победитель регионального конкурса Международного интернет-проекта «Народные сказки устами молодых» (Сказки народов России. Общее и отличное).Члены коллектива – учащиеся детской музыкальной школы № 1 и детской художественной школы №4. В составе делегации был также молодежный фольклорнй ансамбль «Коляда» под руководством Юрия Буянкина.
Все делегаты приняли самое активное участие в проводимых мероприятиях. Мы с Верой Николаевной, а также педагоги школ выступили с сообщениями на секции «Народное творчество: прошлое, настоящее и будущее», а дети выступили сразу в двух секциях –взрослой и молодежной. Они наглядно проиллюстрировали два доклада: педагога ДМШ № 1 С.В. Мальковой и ученицы 11 класса Бибиной Наташи, воспитанницы ДМШ № 1, посвященные изучению народных сказок и музыкального фольклора. Их инсценировка мордовкой сказки на эрзянском языке, сопровождавшаяся песнями и танцами, вызвала огромный интерес участников конференции.
Вообще наша делегация была одной из самых заметных. Красочные национальные костюмы, в которых три дня ходили дети, привлекали внимание участников конференции и прессы. По общему мнению организаторов конференции, экспозиция нашего раздела выставки была самой красочной, самой многочисленной и разнообразной по составу экспонатов и привлекла большое количество зрителей. Не остались незаметными и мастер-классы, которые проводились на площадке гимназии №3 Гвоздевой Т.Н (она проводила мастер-класс по вышивке) и ансамблем «Коляда» под руководством Ю. Буянкина (по разучиванию мордовских песен).
Прекрасно выступили наши коллективы и на фестивале «Родники народной культуры». Их провожали бурными аплодисментами, переходящими в овацию, наградив Дипломами I степени.
Первый год участия в проекте закончился. Что он дал Музею мордовской народной культуры? Благодаря проекту музей стал Центром образовательной деятельности в своем регионе и сплотил вокруг себя многие учреждения. Среди них общественные организации, общеобразовательные, художественные и музыкальные школы, дома детского творчества, среднеспециальные учебные заведения. Музей приобрел авторитет в области этнопедагогики и этнокультурного воспитания молодежи. У него появилось много друзей, желающих ему помогать и с ним сотрудничать.
Научные сотрудники музея и наиболее активные представители образовательных учреждений республики получили возможность за счет средств проекта побывать в Академгородке, в Новосибирском университете, принять участие в серьезных международных форумах, опубликовать свои работы в солидных научных изданиях, обменяться опытом с коллегами из других регионов России, работающих в области этнопедагогики и исследования культуры малых народов. Все это повышает профессионализм сотрудников музея, повышает его статус.

Заведующая музеем
Мордовской народной культуры М.И. Сурина

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ