Colección única
В конце ноября завершающегося года в конференц-зале Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи была развёрнута экспресс-выставка из музейных фондов, посвящённая творчеству Фёдора Александровича Модорова (1890-1967гг.), народного художника РСФСР, член-корреспондента Академии художеств СССР, одного из основателей соцреализма в искусстве.
Ф.А. Модоров (1890-1967)
Художники АХХРа. 1925 г. Эскиз картины. К., м.
Двадцать одно произведение живописи и графики были приобретены в 1983-1985 годах М.Н. Барановой, на тот момент директором музея, у вдовы художника – Модоровой Зинаиды Александровны. Наш музей стал обладателем уникальной коллекции этого яркого представителя Ассоциации художников революционной России (АХРР), которая была образована в 1922 году и объединила наиболее передовых художников-реалистов. Выбрав путь реалистического искусства, Ф.А. Модоров за свою продолжительную творческую жизнь написал сотни полотен, в которых отразил актуальные темы советской действительности. Его произведения отвечали программным лозунгам, выдвинутым художниками АХРР: «Искусство в массы» и «Героический реализм». В 1920-1930-е годы автор обратился к популярному в то время жанру индустриального пейзажа. Результатом творческих командировок в различные промышленные центры Советского Союза стали его многочисленные произведения. С документальной точностью и объективностью, с большим живописным мастерством он передаёт пафос бурного индустриального строительства.
Кореневский силикатный завод. 1930 г. Х., м.
Строительство Рыбинского гидроузла. 1938 г. Х., м.
В преддверии Дня Героев Отечества по-прежнему актуальными являются произведения Ф.А. Модорова, тематически связанные с Красной Армией.
Герои Первой Конной Армии.1926-1930 г. Эскиз к коллективному портрету. Б. на карт., т..
В минуты отдыха. 1929 г. Х., м.
В годы Великой Отечественной войны Модоров показал себя подлинным художником-патриотом. Произведения, написанные в эти годы, создавались непосредственно на фронтах и в партизанских отрядах. Даже, казалось бы, мирный городской зимний пейзаж наполнен горечью от разрушительного налёта фашистской авиации. А в картине, датированной последним годом войны, звучит вера в неизбежность победы над врагом, в скорую мирную жизнь, потому и возвышаются над окраиной Москвы строительные краны.
Под городом Калининым. У разбитого элеватора. 1942 г. Х., м.
Окраина Москвы. 1944 г. Х., м.
Портретная серия, созданная Ф.А. Модоровым, это взволнованный рассказ, в котором он запечатлел духовно-нравственный облик своих современников: воинов и тружеников тыла, деятелей культуры, его родных и близких.
Бакинка. 1930 г. Х., м.
Марианна. (Портрет дочери). 1930 г. Х., м.
Народный артист СССР Д.Н. Журавлёв. 1949 г. Х., м.
Несколько графических листов, выполненных в оригинальной технике (карандаш, сангина, уголь, мел), посвящены интеллектуальному спорту. В 1930-х годах бурно развивалось шахматное движение, росло мастерство советских шахматистов. В 1935 году состоялся чемпионат мира по шахматам в Москве.
Экспресс-выставка вызвала неподдельный у посетителей музея, студентов института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарёва. Выставку посетили также наши коллеги из Государственного музея изоискусств Республики Татарстан: зам. директора по научной работе Д.Д. Хисамова и главный научный сотрудник Д.И. Ахметова, которые работают над грантовым проектом (Фонд В. Потанина) по созданию виртуального портала художников АХРР/ЛЕФ 1920-1930-х годов на сайте своего музея. Для нас особенно важен их отзыв: «Ваш музей располагает уникальной коллекцией работ одной из знаковых фигур казанского искусства первой трети ХХ века, ученика Н.И. Фешина, яркого представителя художников революционной России Ф.А. Модорова».
Людмила Бертяева, ст. науч. сотрудник