«Время Эрьзи». Всемирный день балета.
Ежегодно, начиная с 2014 года, один из дней октября становится международным праздником, посвящённым балету. В 2021-м это 19 октября.
Во Всемирный день балета (World Ballet Day) ежедневные будни балетной жизни могут увидеть все желающие: главные мероприятия пройдут в гримёрках, репетиционных залах, классах и на сценах знаменитых балетов мира, которые готовы открыться для всех поклонников этого замечательного искусства в онлайн-режиме. Трансляции продолжаются до 20 часов подряд!
Для зрителей это возможность окунуться в настоящий мир балета, увидеть и понять, что выход на сцену – яркий, красочный и удивительный итог ежедневной многочасовой работы, тяжёлого труда, неимоверных усилий и любви к своему делу. Та красота, порыв и чувственность, выраженные в танце, которые мы наблюдаем на сцене, – плод труда танцоров, балетмейстеров, хореографов. Мгновения на сцене превращают артистов балета для зрителя в небожителей.
А еще балет – как одно из самых прекрасных искусств – на протяжении нескольких столетий вдохновляет художников, волнует их творческое воображение. Мимолетные мгновения танца, увековеченные в изобразительном искусстве, сохраняют чудные балетные образы, продляют их сценическую жизнь, одновременно являя в лучших своих образцах пример высокого мастерства.
Заслуженно считается, что наиболее близка с искусством хореографии скульптура. Благодаря пластичности, объемности форм, свето-теневым сочетаниям образы балета, запечатленные ваятелем, обладают особой самоценностью.
Говорят: «Скульптура – застывший танец; балет – ожившая скульптура». Убедимся в этом, рассматривая произведение «Танец. (Балерина)» (1930, кебрачо) великого Степана Эрьзи.
Однако тема балета, танца в творчестве Мастера не исчерпывается лишь этой прекрасной работой.
В 1915 El escultor fue creado en mármol un retrato de la famosa bailarina de la famosa Ballerina del Moscú Bolshoi Fedorova 2nd,ru,Ante nosotros es un ejemplo de un increíble estado de calma,ru. Перед нами пример удивительного состояния спокойствия, suavidad y - al mismo tiempo,ru,concentración,ru,tensión,ru,La vista de la actriz se abordó simultáneamente en las profundidades y al espectador,ru,El trabajo se almacena en el Museo del Teatro Bolshoi,ru – сосредоточенности, напряженности; взгляд актрисы обращен одновременно в глубину и к зрителю. Работа хранится в музее Большого театра (Москва).
В 1943 Año de todo el tronco de Kebracho blanco,ru,como si fuera del cautiverio de madera,ru,Liberado y congelado en deleite con la felicidad de ver al mundo y mostrarle al mundo una joven bailarina,ru,El trabajo del mismo nombre,ru,"Bailarina",bg, словно из древесного плена, освобождается и застывает в восторге от счастья видеть мир и явить миру себя юная балерина. Одноименная работа («Балерина») Ubicado en la colección de tiempo,ru,Pero no solo el escultor cautivó el ballet,ru,La fuente de inspiración para coreógrafos y bailarines se convirtió en imágenes,ru,Erysee creado en plástico,ru (Санкт-Петербург).
Но не только скульптора пленял балет. Источником вдохновения для хореографов и танцовщиков становились образы, созданные в пластике Эрьзей.
Так, в 1976 году на сцене Мордовского музыкального театра была показана хореографическая миниатюра «Танец». В роли постановщика выступил О.П. Егоров. La música fue escrita por el famoso compositor de Mordovian G.G,ru,Baletmaster Fantasies of the Stage Version de la "danza" de Erzinsky,ru,apareció en la improvisación gratuita y la creación de "dobles" - verdaderamente,ru. Вдовин. Балетмейстерские фантазии сценической версии эрьзинского «Танца» (1948, кебрачо) явились в свободной импровизации и создании «двойников» – поистине, El espectador vio una escultura revivida,ru,Año en el escenario de nuestro teatro musical, los héroes de las obras cobraron vida,ru.
В 1988 году на сцене нашего музыкального театра ожили герои произведений, Creado por Stepan Erysee basado en el hermoso mito griego antiguo "Leda y Swan",ru. К этим образам скульптор обращался дважды: в 1922 году на Кавказе (работа создана из древесины грецкого ореха) и в 1929 году в Аргентине (скульптура из кебрачо). Миниатюру на музыку Г. Альбинони поставила хореограф Л.Н. Акинина. Она тщательно разработала пластический мотив, создав при этом выразительную танцевальную сюиту.
Хореографическая миниатюра «Леда и Лебедь». Леда — Раиса Мельникова, Лебедь — Виталий Иевлев.
М.А. Танасейчук, старш. науч. сотрудник