Взгляд со стороны. Арт-журналист Ирина Сосновская о “Точках соприкосновения”
Новый проект для молодого искусства
Перед зданием железнодорожного вокзала в Саранске стоит памятник героям-стратонавтам, погибшим на юге Мордовии в 1934 году. Их имена назовут не многие — космические полеты вытеснили освоение стратосферы из массового сознания. Но это был важный этап, в ходе которого проходили испытания скафандров и систем спасения. Также и в искусстве: для того, чтобы достичь «космических» высот, нужны тренировочные полеты и покорение стратосферы. Поэтому так важны проекты, ориентированные на молодых художников, и создание площадок для новых стартов.
Международный симпозиум современного искусства «Точки соприкосновения» не имеет порядкового номера, но задуман как продолжающийся. В 2011 году в Саранске состоялся скульптурный симпозиум, произведения участников которого сегодня можно увидеть перед зданием Мордовского республиканского музея им. С.Д. Эрьзи. Пять лет спустя перезапуск проекта потребовал от организаторов переосмысления концепции. Название «Точки соприкосновения» — это и поиск связей современного искусства и города, и настройка самого проекта, попытка его индентификации на карте современного искусства России.
На этот раз от скульптурной специализации решили отказаться. Ежегодно по всему миру проводится множество скульптурных симпозиумов. В России самые известные — в Пензе и Сыктывкаре (также они проходят в Перми, Самаре, Южноуральске, Петергофе). Как скульптурный начинался и художественный симпозиум «Аланика» во Владикавказе, постепенно ставший международным форумом современного искусства. Этот жанр требует серьезного технического обеспечения рабочего процесса и солидной материальной базы.
Кроме того, большинство арт-симпозиумов рассчитаны на авторов уже состоявшихся, имеющих за плечами богатую творческую биографию. И хотя во Владикавказе параллельно с основным проектом проходит форум «Art Кавказ Next» для молодых художников Северо-Кавказского региона, а в Екатеринбурге и Владивостоке работают постоянные молодежные арт-резиденции, площадок для начинающих карьеру художников в России явно недостаточно. Поэтому идея создания платформы для молодых художников в Саранске особенно актуальна. Куратором симпозиума стала недавняя выпускница художественного вуза, СПГХПА им. А.Л. Штиглица, Евгения Сибирцева. Символично и то, что новый проект стартовал в Саранске параллельно с работой 5-й Московской международной биеннале молодого искусства.
Надеемся, что симпозиум станет важным событием в художественной жизни города и откроет новые имена в искусстве.
Ирина Сосновская, исполнительный редактор журнала «Диалог искусств»
Московского музея современного искусства