Эрьзя-Бахтинский ридинг «Текст, образ, искусство сегодня» | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Архив

30 марта состоится встреча ридинг-группы проекта «Эрьзя-Бахтинский ридинг “Текст, образ, искусство сегодня”». Тема перекрестного чтения философского и скульптурного текстов – тело человека в философском и художественном измерениях. Приглашаем старшеклассников, студентов, аспирантов к 14:15 в конференц-зал Главного здания МРМИИ им. С.Д. Эрьзи (Коммунистическая, 61).

Эрьзя-бахтинский ридинг

М.М. Бахтин в своей книге «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965) сформулировал концепцию универсальной народной смеховой культуры, выделив ключевые для нее понятия «духовного верха» и «телесного низа». На этих понятиях базируется эстетическая теория гротескного тела и шире – эстетическая концепция бытия. По Бахтину, она противостоит официальному канону, оторванному от миросозерцательных функций и превращенному в однозначную узко-индивидуальную характеристику человеческого тела.

С книгой М.М. Бахтина можно ознакомиться по ссылке.

В творчестве С.Д. Эрьзи образ человеческого тела является одним из ключевых. Широко известны его произведения «Отдых» (1915), «Страсть» (1917), Ева (1919), «Женская фигура. Утро» (1926), «Леда и лебедь» (1929), «Танец» (1929), «Обнаженная» (1930), «Спящая мать» (1937). Скульптор воплотил три типа художественного представления человеческого тела начала XX века: изящное, массивное и пышное женское тело. В искусстве модерне тело человека неразрывно с чувственной страстью, сексуальным соблазном. Страсть – это порожденная языческим культом жизненная стихия, вырастающая до вселенского экстаза. Целомудренно-соблазнительные образы Эрьзи отличаются эротической смелостью.

1=D 5 рис

Задачей ридинг-группы является сопоставление гротескной концепции тела Бахтина и художественного образа женского тела в творчестве Эрьзи.

Модераторы: кандидат искусствоведения Виктор Махаев и кандидат философских наук Ирина Клюева.

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ