Т.В. Елисеева, ст. науч. сотр. научно-исследовательского отдела. К 90-летию со дня рождения В.А. Неясова | Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи

Публикации

img255

Василий Андреевич Неясов родился 14 июля 1926 года в селе Макаровка Болдовского (ныне Рузаевского) района Мордовии. Первоначальное художественное образование получил в Саранской детской художественной школе, где его педагогами были М.И. Фейгин, М. А. Зернина, Б.П. Ермилов. Своим кумиром, учителем художник считал Ф. В. Сычкова. С 1945 по 1947 год Неясов занимался в Московском областном художественном педагогическом училище Памяти 1905 года у В. Н. Бакшеева, Н. Н. Никонова, С.Ф. Фролова, М. Г. Ванштейна. В 1947 году был принят в члены Союза художников СССР. В 1951 году живописец переехал на Урал, в Челябинск, навсегда связав свою судьбу с этим краем.

Природное дарование художника-монументалиста, каким обладал В.А. Неясов, нашло выражение в больших тематических полотнах на историческую тему и в его работе над диорамой для города Верхнеуральска «Бой на горе Извоз», над монументальными произведениями для Дворцов культуры городов и сел Урала. В коллекции МРМИИ – эскизы к картинам « Воссоединение волжских народов» и «По тылам белых», написанных в духе русской реалистической традиции: это большие масштабные полотна с многофигурной композицией, жанровой трактовкой сюжета.

Работая над первым полотном, он неоднократно приезжал в Мордовию, писал с натуры портреты, пейзажи, работал в архивах, делал зарисовки. К сожалению, эта картина, дело всей его жизни, не была завершена. Второе полотно, эскиз которого хранится в нашем музее, было представлено в 1969-1970 годах на 3-й зональной выставке «Урал социалистический». Картина создавалась в соответствии с исторической правдой, ее композиция сверялась с воспоминаниями участников похода.

Обширна галерея портретных образов, созданных художником. В нашем собрании – этюды мордовских женщин, которых он с любовью писал на родной земле, детский портрет «Девочка Иринка», – отмеченные живостью переданных характеров, чистотой и звонкостью колористического решения. Об умении мастера тонко и точно передать портретное сходство свидетельствует «Портрет В.А. Рябовой, жены художника П.Ф. Рябова», который подарила музею дочь художника, Л.П. Рябова.

Василий Андреевич Неясов не вышел в своем творчестве за рамки метода социалистического реализма, он искренне принимал его как продолжение традиций русского передвижничества, как способ правдивого, с позиций народа, выражения смысла и предназначения искусства и собственно творчества. Художником было создано около полутора тысяч произведений, в которых выражено стремление откликнуться на все события сегодняшнего дня, пережить историю страны, передать свое восхищение красотой родной земли.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ